В программировании на 1С часто требуется работа с логическими значениями - Истина и Ложь. Тип данных «Булево» позволяет эффективно управлять условиями, проверять выполнение критериев и контролировать бизнес-логику приложения. В этой статье рассмотрим особенности работы с булевыми переменными в 1С, их объявление, основные операции и практические примеры использования в типовых задачах разработки.

Что такое «Булево» в 1С

Тип данных «Булево» в 1С представляет собой логический тип, который может принимать только два значения: истина или ложь. Этот тип назван в честь английского математика Джорджа Буля, основателя математической логики.

В программировании на 1С bool используется для:

  • Проверки выполнения условий.
  • Управления бизнес-логикой приложения.
  • Контроля выполнения критериев.
  • Организации ветвлений в алгоритмах.

Переменные типа bool являются фундаментальным инструментом для создания сложных логических конструкций.

Объявление переменных типа «Булево»

В языке 1С объявление переменных с типом bool может выполняться несколькими способами:

Прямое присваивание значений:

Переменная1 = Истина;
Переменная2 = Ложь;

Через логические выражения:

РезультатСравнения = 5 > 3; // вернет Истина
ПроверкаРавенства = 10 = 15; // вернет Ложь

С явным указанием типа:

Перем ФлагЗавершения Булево = Ложь;

В 1С используется мягкая типизация, поэтому тип переменной определяется значением, которое ей присваивается.

Значения Истина и Ложь

Тип данных «Булево» в 1С имеет только два возможных значения:

  • Истина - соответствует логическому "да" или true
  • Ложь - соответствует логическому "нет" или false

Эти значения используются во всех условных конструкциях языка 1С. Например:

Если Условие = Истина Тогда
    // выполняется код при истинном условии
Иначе
    // выполняется код при ложном условии
КонецЕсли;

Значения истина и ложь являются литералами языка 1С и всегда пишутся с заглавной буквы.

Логические операции с Boolean

С переменными типа bool в 1С можно выполнять три основные логические операции:

  • И (AND) - возвращает истину только если оба операнда истинны
  • ИЛИ (OR) - возвращает истину если хотя бы один операнд истинен
  • НЕ (NOT) - возвращает противоположное значение

Примеры операций:

А = Истина;
Б = Ложь;
Результат1 = А И Б; // Ложь
Результат2 = А ИЛИ Б; // Истина
Результат3 = НЕ А; // Ложь

Порядок выполнения операций: сначала выполняется НЕ, затем И, затем ИЛИ. Для изменения порядка используются скобки.

Практическое применение в разработке

Значения «Булево» широко используются в разработке на 1С для различных задач:

Управление интерфейсом:

ЭлементыФормы.ПолеВвода.Видимость = Истина;
ЭлементыФормы.Кнопка.Доступность = Ложь;

Бизнес-логика:

ДокументПроведен = Истина;
РазрешеноИзменение = Ложь;

Проверка условий:

Если Сумма > Лимит И РазрешенаПереплата Тогда
    // обработка превышения лимита
КонецЕсли;

Переменные типа bool делают код более читаемым и понятным, явно показывая логику работы программы.

Примеры использования булевых значений

Пример 1: Проверка заполнения обязательных полей

ВсеПоляЗаполнены = Истина;
Если ПустаяСтрока(Реквизит1) Тогда
    ВсеПоляЗаполнены = Ложь;
КонецЕсли;
Если ПустаяСтрока(Реквизит2) Тогда
    ВсеПоляЗаполнены = Ложь;
КонецЕсли;

Пример 2: Сложное логическое условие

МожноПроводить = (СуммаДокумента > 0) И 
                 (Контрагент.Действующий = Истина) И 
                 (НЕ Контрагент.Заблокирован);

Пример 3: Управление состоянием объекта

Объект.Проведен = Истина;
Объект.ПометкаУдаления = Ложь;
Объект.ПроверенКонтролером = (Ревизор.УровеньДоступа > 2);

Эти примеры показывают, как эффективно использовать bool переменные для реализации сложной бизнес-логики в приложениях 1С.

На любой вопрос по работе в программах 1С ответит наш специалист. Звоните по телефону: +7 (499) 956-21-70 +7 (495) 784-71-73 или обращайтесь по электронной почте tlm1c@4dk.ru.