В начале марта 2026 года сразу несколько ведомств объявили о важных изменениях в законодательстве и государственных информационных системах. Нововведения затрагивают финансовый контроль операций с недвижимостью, правила импорта товаров из стран ЕАЭС, порядок назначения социальных выплат, а также функциональные возможности популярных бухгалтерских программ.
В этом материале собрали основные законодательные и технологические обновления, которые могут быть важны для бухгалтеров, специалистов по кадровому учету, предпринимателей и участников внешнеэкономической деятельности.
Росфинмониторинг определил суммы операций с недвижимостью, при достижении которых сделки будут подпадать под обязательный финансовый контроль.
Соответствующий приказ ведомства от 26 января 2026 года № 13 опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.
Ранее в статье 6 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, посвященного противодействию легализации доходов, полученных преступным путем, было закреплено правило: операции с денежными средствами — как наличными, так и безналичными — при совершении сделок с недвижимостью должны проверяться, если их сумма составляет 5 млн рублей и более.
С 9 января 2026 года в эту норму были внесены изменения Федеральным законом от 29.12.2025 № 522-ФЗ. Согласно новым положениям, конкретные пороговые значения операций теперь устанавливаются отдельным приказом Росфинмониторинга.
При этом ведомству предоставлено право устанавливать разные лимиты для различных категорий организаций, участвующих в операциях с недвижимостью.
В утвержденном документе закреплены следующие пороговые значения:
После вступления документа в силу такие операции будут автоматически подпадать под обязательный контроль со стороны финансового мониторинга. Новые требования начнут действовать 10 марта 2026 года.
Федеральная налоговая служба предупредила участников внешнеэкономической деятельности о запуске нового механизма контроля за импортом товаров из государств Евразийского экономического союза. С 1 апреля 2026 года начнет функционировать Национальная система подтверждения ожидания товаров (СПОТ).
По информации ФНС, ранее контроль за операциями по ввозу продукции из стран ЕАЭС осуществлялся уже после того, как товар пересекал границу России — в ходе камеральных либо выездных налоговых проверок. Новый порядок предполагает перенос значительной части контрольных процедур на этап подготовки поставки, еще до фактического ввоза товара.
Предполагается, что такая система позволит сделать учет косвенных налогов более прозрачным и повысит эффективность налогового администрирования.
В рамках новой процедуры предусмотрены несколько обязательных действий:
Документ о предстоящей поставке должен быть направлен импортером или посредником не позднее чем за два дня до ввоза продукции.
В нем необходимо указать:
После регистрации поставке присваивается QR-код, который выполняет функцию цифрового подтверждения согласованного ввоза.
После пересечения российской границы сотрудники таможенных органов смогут проводить выборочные проверки. В случае такой проверки перевозчик должен предъявить QR-код по требованию должностных лиц.
Чтобы избежать проблем при транспортировке товаров, ФНС рекомендует перевозчикам заранее:
Статус можно проверить, отсканировав QR-код и перейдя по открывшейся ссылке. Если документ имеет статус «Обеспечен», ввоз разрешается. Любой другой статус означает необходимость корректировки документа у заказчика перевозки.
Налоговая служба также уточнила, что с 1 апреля 2026 года система начнет работать в тестовом режиме. На этапе пилотного проекта обеспечительный платеж вносить не потребуется — контролирующие органы будут лишь фиксировать отсутствие ДОПП.
С 1 июля 2026 года обеспечительный платеж станет обязательным. Если документ о предстоящей поставке и QR-код отсутствуют, автомобиль с товаром не будет допущен на территорию России.
Начиная с версии 3.0.191, в системе «1С:Бухгалтерия 8» добровольные страховые взносы самозанятых граждан на социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством учитываются как самостоятельный тип бюджетных платежей.
Для таких платежей предусмотрен отдельный код бюджетной классификации, утвержденный приказом Минфина России от 01.12.2025 № 171н.
Если платежное поручение формируется на основании задачи по уплате взносов, программа автоматически подставляет соответствующий КБК.
При ручном создании платежного поручения пользователю необходимо самостоятельно выбрать тип обязательства «Добровольные взносы самозанятого».
Аналогичный тип обязательства следует указывать и при оформлении документа «Списание с расчетного счета».
Навигация в интерфейсе программы:
Простой интерфейс
Деньги → Банк → Платежные поручения
Полный интерфейс
Банк и касса → Банк → Платежные поручения
Начисление и перечисление добровольных страховых взносов в программе также отражаются как отдельный вид платежей в бюджет.
Простой интерфейс
Бухгалтерия → Закрытие периода → Закрытие месяца → Начисление страховых взносов ИП
Полный интерфейс
Операции → Закрытие периода → Закрытие месяца → Начисление страховых взносов ИП
Правительство Российской Федерации приняло решение о повышении социальных пенсий. С 1 апреля 2026 года выплаты данной категории пенсионеров будут увеличены на 6,8%.
Соответствующее постановление кабмина от 26 февраля 2026 года № 197 опубликовано на официальном сайте правительства.
Социальные пенсии выплачиваются нескольким категориям граждан:
Кроме того, право на социальную пенсию по старости имеют представители малочисленных народов Севера, достигшие возраста 55 лет для мужчин и 50 лет для женщин, а также граждане, достигшие 70 и 65 лет соответственно, с учетом переходных положений пенсионного законодательства.
Индексация социальных пенсий проводится ежегодно 1 апреля и зависит от динамики роста прожиточного минимума пенсионера.
Как ранее пояснял министр труда, повышение коснется примерно 4,3 млн человек. Из них около 3,6 млн получают социальные пенсии, а примерно 700 тыс. человек являются получателями государственного пенсионного обеспечения.
Помимо этого, индексация затронет выплаты:
В рамках серии публикаций о новых функциях программы 1С:Зарплата и управление персоналом продолжаем знакомить пользователей с обновлениями последних версий.
В релизе 3.1.36.75 в программе «1С:ЗУП 8» редакции 3 расширен функционал документов «Больничный лист» и «Увольнение».
Теперь в этих документах можно не только выполнить расчет выплат, но и сразу отразить соответствующие суммы на счетах бухгалтерского учета, а также указать доли распределения начислений по выбранному способу отражения зарплаты в бухучете.
Для этого в форме документов появилась новая вкладка «Бухучет начисления».
Она становится доступной:
Чтобы использовать механизм распределения начислений по бухгалтерским счетам, необходимо активировать соответствующую настройку. Для этого в разделе Настройка → Расчет зарплаты → Настройки бухучета следует установить флажок «Регистрировать бухучет документов как распределение».
Минфин России разработал поправки в Налоговый кодекс, направленные на временное смягчение условий применения льготы по НДС для организаций и предпринимателей, работающих в сфере общественного питания.
Действующая редакция подпункта 38 пункта 3 статьи 149 НК РФ освобождает от НДС услуги общественного питания, оказываемые через специализированные объекты — рестораны, кафе, бары, столовые и другие аналогичные заведения, а также при выездном обслуживании.
Однако для использования этой налоговой льготы необходимо соблюдение трех условий:
Подготовленные Минфином изменения предлагают на период с 1 апреля по 31 декабря 2026 года временно отменить третье требование для организаций и индивидуальных предпринимателей в сфере общепита, применяющих УСН или ПСН, которые с 2026 года стали плательщиками НДС.
В министерстве пояснили, что эта мера позволит предприятиям отрасли проще адаптироваться к новым налоговым правилам, действующим с начала 2026 года.
Федеральная налоговая служба сообщила о расширении перечня имущественных налоговых льгот, которые будут предоставляться гражданам в автоматическом порядке без подачи заявления.
Для реализации такого механизма налоговая служба обновила систему обмена информацией между ведомствами о налогоплательщиках и принадлежащем им имуществе.
Так, приказом ФНС от 18.12.2025 № ЕД-7-21/1225@ утверждена форма передачи сведений о легковых автомобилях, специально оборудованных для инвалидов. Начиная с 2027 года эти данные ежегодно до 1 марта будут направляться в налоговые органы региональными органами власти, учреждениями социальной защиты, а также организациями, передавшими такие автомобили инвалидам. На основании этих сведений ФНС сможет автоматически применять льготы по транспортному налогу.
Другим приказом — от 22.12.2025 № ЕД-7-21/1238@ — утверждена форма сведений о гражданах, воспитывающих трех и более несовершеннолетних детей (или детей до 23 лет при очном обучении). С 2027 года такая информация будет ежегодно поступать в налоговые органы от региональных властей и учреждений соцзащиты для предоставления налоговых льгот многодетным семьям.
Также приказом от 12.01.2026 № ЕД-1-21/1@ утверждена форма передачи сведений из Единой федеральной государственной информационной системы о землях сельхозназначения. С 2027 года эти данные будут передаваться ежеквартально и использоваться для применения пониженной ставки земельного налога — до 0,3%.
Кроме того, приказом от 23.01.2026 № ЕД-1-21/45@ предусмотрена передача информации о самоходной сельскохозяйственной технике (тракторы, комбайны, машины для внесения удобрений). Полученные данные позволят автоматически освобождать такую технику сельхозпроизводителей от налогообложения.
Еще один приказ — от 19.01.2026 № ЕД-1-21/28@ — утвердил форму сведений о территориях, где введены режимы чрезвычайного положения, чрезвычайной ситуации или контртеррористической операции, а жители подлежат эвакуации. С 2027 года соответствующие сведения будут ежегодно поступать в ФНС от подразделений МЧС и ФСБ и использоваться для освобождения от налога на недвижимость объектов, расположенных на таких территориях.
ФНС напоминает: если налогоплательщик имеет право на льготу, но не подал заявление о ее предоставлении, налоговый орган вправе применить льготу самостоятельно на основании полученных данных. При этом она будет действовать с того периода, когда возникло право на ее получение.
Минтруд России внес изменения в порядок определения страхового стажа, который используется при расчете пособий по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Соответствующие поправки утверждены приказом от 30 января 2026 года № 40н, опубликованным на официальном портале правовой информации.
Напомним, действующие правила подтверждения страхового стажа для назначения таких пособий были утверждены приказом Минтруда от 09.10.2020 № 585н.
В декабре 2025 года вступил в силу Федеральный закон № 456-ФЗ, который предоставил гражданам, применяющим налог на профессиональный доход, возможность добровольно уплачивать страховые взносы в Социальный фонд России, чтобы иметь право на получение пособий по временной нетрудоспособности.
Также этим законом установлено, что при определении размера пособий в страховой стаж могут включаться периоды деятельности, когда гражданин участвовал в добровольной системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности.
В связи с этим Минтруд скорректировал действующие правила. Теперь в страховой стаж официально включаются периоды, в течение которых гражданин состоял в добровольных отношениях по обязательному социальному страхованию.
Таким образом, март 2026 года ознаменовался рядом значимых решений в сфере финансового контроля, налогового администрирования и социального обеспечения. Изменения затрагивают как бизнес-процессы компаний — например, при работе с недвижимостью, импортом товаров и использованием бухгалтерских программ, — так и вопросы социальной поддержки граждан.
Для организаций и предпринимателей важно своевременно учитывать новые требования и обновления законодательства, чтобы избежать рисков при проведении операций, правильно применять налоговые льготы и использовать возможности государственных информационных систем.
Следить за такими изменениями особенно важно специалистам финансовых и бухгалтерских служб, поскольку именно они первыми сталкиваются с практическим применением новых правил в работе компаний.
Консультация
Консультанты «Что делать Внедрение» разберут вашу ситуацию в программе и подскажут, как настроить учёт.
Письмо раз в неделю, только новые статьи по этой теме.
Хотите обсудить вашу задачу? Оставьте заявку на бесплатную консультацию